- АКТУАЛЬНО

О трагедии в Казани. Неожиданный консенсус.

Завершением второго сезона Кинолектория CinemaLex вместо запланированной картины, посвященной проблемам необходимой обороны, стало обсуждение документальной ленты, представленной киноведом Валерием Алексеевым, «Боулинг для Колумбины», оскароносного фильма, снятого в 2002 году американским режиссером Майклом Муром и представляющего собой попытку осмысления трагических событий, происшедших в 1999 году, когда двое учеников застрелили в своей школе 12 учеников и одного учителя, ранили еще 24 человека, а затем покончили с собой. Понятно, что фильм был заменен в связи с аналогичной трагедией в Казани, произошедшей 2 недели назад. На сей раз, наряду с обычной для CinemaLex публикой (практикующими и будущими юристами и профессурой юрфака университета) в зале присутствовали уполномоченный по правам ребенка в Курганской области, директора школ, члены комиссии по делам несовершеннолетних, вузовские и школьные психологи, представители родительской общественности, старшеклассники. Понятно также, что просмотренный фильм был лишь отправным пунктом для разговора о событиях в Казани и похожих трагически инцидентах в нашей стране.

Как отметил в своем выступлении завкафедрой психологии Курганского государственного университета профессор Михаил Чумаков, проблема причин и профилактики подобных событий недостаточно исследована в науке. Тем интереснее было услышать мнение разных профессиональных и возрастных категорий, принявших участие в обсуждении. Удивительным и неожиданным, с учетом разнообразия публики, оказалось существенное сходство позиций присутствовавших, причем заметно отличающихся от «запретительских» настроений и высказываний медийных персон, растиражированных СМИ.

Студенты и школьники, активные, пожалуй, более чем когда-либо, в своем большинстве говорили о том, что их огорчают распространенные предложения свести проблему к ужесточениям запретов и наказаний, а также заявления о том, что во всем виноваты компьютерные игры и социальные сети. В качестве действительных причин назывались социальное расслоение, существующее в российском обществе, неспособность многих семей к нормальному удовлетворению материальных потребностей, порождающая постоянное нервное напряжение, срывы, жертвами которых становятся получающие психические травмы дети. Важные факторы порождения агрессивности как юные участники дискуссии, так и эксперты, представляющие психолого-педагогическое сообщество, увидели в отсутствии должного внимания и понимания в отношениях с детьми как в семье, так и в школе. «У каждого подростка есть потребность быть в чем-то первым. Дайте ему это почувствовать, и может быть не будет этих расстрелов» (Лариса Дементьева, психолог, Институт развития образования и социальных технологий). «Причина, которая толкает детей к таким действиям в школе, в том, что дети в этой школе были несчастливы… Если мы хотим, чтобы не было расстрелов детей в школе, первое, что необходимо, — это сделать так, чтобы детям в школе было хорошо». (Лилия Коновалова, директор Гимназии № 27).

Завершая обсуждение, уполномоченный по правам человека в Курганской области Борис Шалютин привел цифры, согласно которым на всем постсоветском пространстве наблюдается резкое снижение числа убийств (в России в последние 20 лет оно снизилось в 6 (!!!) раз, с 29 до 5 в расчете на 100 тысяч населения). На этом фоне случаи «скулшутингов» (школьных расстрелов) и аналогичных событий, которых на единицу населения заметно больше в сравнении с Европой, вызывают глубокую тревогу и свидетельствуют о серьезном неблагополучии в школе. При этом тема шутинга входит в один блок с темой буллинга и с темой детских суицидов. Школа должна быть нацелена, прежде всего, на формирование человеческой ЛИЧНОСТИ. Но в том, как сегодня построена школа, в ней просто некому этим заниматься. Школа должна быть личностно ориентированной. В школе должно быть достаточно психологов, чтобы каждый ребенок, каждый коллектив и все взаимоотношения постоянно мониторились, и каждый педагог-предметник должен иметь намного более высокий уровень психолого-педагогической подготовки. Эти более чем назревшие перемены требуют коренной трансформации самого института школьного образования. Школа должна быть перестроена, что в свою очередь требует существенных изменений и в обществе как целом.